Официальный сайт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Наро-Фоминской сош № 7


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Уроки семьи и семейных ценностей | Регистрация | Вход

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Уроки семьи и семейных ценностей

1 сентября в МБОУ СОШ №7 прошли « Уроки семьи и семейных ценностей» в различных формах и при участии родителей.

Традиционно  с участием родителей подготовлен и проведён праздник первоклассников «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики!»

Интересным получился классный час ,подготовленный  классным руководителем 2А класса Корпусовой В.С. по теме: « Праздники в нашей жизни и в моей семье, отдыхаем семьёй». Дети принесли фотоальбомы, рисунки, фотографии, сувениры, поделки.

Ребята с большим удовольствием вспоминали летние праздники, проведённые в кругу своей семьи.

В 8 А классе состоялся разговор с подростками по теме: « Радуем семью».

Ответы на различные вопросы искали и находили подростки вместе с учителем.

Как мы обращаемся с родителями,  самый воспитанный, кто это? Может ли ребёнок изменить традиции семьи?.

Получился серьёзный разговор о формировании нравственных приоритетов и ценностей в жизни человека.

Надолго запомнится совместная поездка с родителями учащимся 2 Б класса в культурно- образовательный центр « Этномир». Экскурсия по теме: « Выпечка хлеба, семейный оберег» принесла много положительных эмоций.

1 сентября  наши учащиеся посетили библиотеку и историко – краеведческий музей.

Учащиеся 3 Б класса вместе с родителями посетили новую выставку в музее. познакомились с новыми экспонатами.

Что такое семейное счастье? Ответ на этот вопрос искали наши выпускники, учащиеся 11 класса.

 







Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»

Уважаемые коллеги!

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей».
            Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детствосбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики.
            Необходимость разработки и исполнения данного закона вызвана рядом проблем. В частности «продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения» (http://www.garant.ru/hotlaw/federal).
            Эти и другие проблемы во многом вызваны ослаблением позиций семьи в современном обществе, её роли и места в позитивной социализации подрастающего поколения. Поэтому актуальным становится процесс возрождения российской семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.
            Исходя из этого, проведение «Урока семьи и семейных ценностей должно быть направлено на возрождение семейных традиций, всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основ российского общества и государства.
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии) проведения «Урока семьи и семейных ценностей», приуроченного к началу учебного года».
Обращаем Ваше внимание на то, что содержание урока Вам необходимо разработать самим или выбрать из предложенных материалов с учётом успешного регионального опыта сохранения и поддержки семьи, укрепления семейных ценностей и традиций, особенностей вашего класса (воспитательной группы), вашего  профессионального опыта.

 

Рекомендации по подбору материалов и организации урока (занятия) 
По нашему мнению, нецелесообразно предлагать какую-то одну разработку урока ввиду того, что каждый класс уникален (проблематика, возраст детей, традиции, ценности, интересы, уклад школьной жизни, особенности и возможности социальных партнёров), как уникален педагогический потенциал и жизненный опыт каждого учителя.  Вместе с тем мы предлагаем определённые рамки, которые помогут Вам определиться в выборе формы и структуры построения данного урока, организовать процесс его подготовки и проведения, а также примерные сценарии проведения урока с различными возрастными группами учащихся (см. Приложение 1 и список рекомендуемых источников).    
Разрабатывая сценарий урока, Вам необходимо сделать следующие шаги:
1. Просмотрите предложенные в приложении и рекомендуемых источниках учебные материалы и выберите тот сценарий, который более всего соответствует вашим педагогическим подходам и возможностям. Вы также можете разработать свой сценарий или подобрать необходимые материалы из других источников. Определите исходя из заказа и личных  приоритетов тему вашего урока, сформулируйте его основные цели, воспитательные и учебные задачи. При этом нужно помнить, что за этот урок вам не нужно выставлять детям оценки. Его предназначение - вызвать интерес детей к семье, её ценностям, национальным и культурным особенностям, показать её дружественный воспитательный потенциал.
2. Постарайтесь привлечь к участию многодетные семьи, имеющие позитивный опыт воспитания детей, известных и авторитетных граждан, готовых поделиться своим опытом воспитания собственных детей, семейной жизни, бережного отношения к семейным ценностям и традициям.
3. Во время проведения урока особое внимание и заботу проявите к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из приёмных и опекунских семей. Постарайтесь так построить так урок, чтобы не затронуть болезненные для них переживания. Помните, что за 45 минут вы невольно можете актуализировать их комплексы и психологические травмы, но не сможете их проработать.
4. Подумайте о разнообразии выразительных средств и форм проведения данного мероприятия. Возможные формы проведения: тренинг, викторина, виртуальное путешествие, игра, беседа, диспут, классный час с использованием архивных и видеоматериалов, встреча с интересными людьми, фотовыставка, семейная гостиная, конкурс рисунков, круглый стол, конкурс, спортивное соревнование, концерт. 
5. Позаботьтесь о соответствующем оборудовании. Вам могут понадобитьсявыход в интернет и интерактивная доска, компьютерный класс и мультимедийный проектор, телевизор и DVD-проигрыватель, документ-камера, с помощью которой можно демонстрировать фотографии, рисунки детей, поделки, стенгазеты и плакаты,  журналы (для создания коллажа), картинная или фото галерея.
6. При подготовке урока необходимо учитывать возрастные особенности школьников:
            - учащимся младшего школьного возраста следует рассказать о семейных традициях, о роли матери и отца, о взаимовыручке и доброжелательных отношениях  в семье. В начальном звене и 5-6 классах традиционно используются игровые формы проведения урока, так как именно они в наибольшей степени вызывают положительные эмоции у школьников. Это может быть урок-сказка, урок-выставка, урок-праздник. К проведению данного урока, особенно в 1-4-х классах, могут быть привлечены члены семей детей вашего класса. Основные акценты в ходе урока в начальных классах целесообразно сделать на развитии чувства духовной сопричастности младшего школьника с членами его семьи, формировании чувства взаимоуважения между семьей и школой. Особенно это актуально в сельской школе, когда у учителя начальных классов обучались несколько поколений односельчан. 
            В 5-6 классах содержание урока может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке семейных фотоальбомов, символов и талисманов. К уроку, или в ходе его учащиеся могут выполнить различные творческие задания.
            -  учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с основами генеалогии, рассказать о семейных обязанностях; осуществить проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн).
            В 7-9 классах урок может быть посвящен разговору с учащимися о детях, которые живут без родителей, обучаются в интернатных учреждениях, которые, как и они, 1 сентября пришли в школу. Роль семьи в жизни ребенка, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственный и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроке.
            Формы проведения урока могут быть самыми разнообразными: Это может быть урок обращения к родителям, урок поддержки сверстников из детского дома или школы-интерната. Этот урок может стать началом социального проекта класса или школы по поддержке детей, у которых нет родителей.
            -  учащимся старшего школьного возраста рекомендуется уделить внимание проектированию будущей семьи, формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных  работ по данной теме.  Для старших ребят этот урок может быть проведен в форме дискуссии об идеальной семье. Выпускникам школы можно предложить написать письмо самому себе в будущее, в котором они могут описать свою семейную жизнь через 10-15 лет. Можно предложить ребятам оставить эти письма на хранение в школе, с условием получить их на вечере встречи выпускников через оговоренное время. Также можно выйти на описание идеального мужа или жены, что также будет интересно прочитать ребятам через несколько лет, так как наши представление об идеале с течением времени претерпевают изменения. На этом уроке можно обсудить тему взаимоотношений «отцов и детей», тогда можно использовать форму «телемоста».
7. Урок семьи и семейных ценностей может надолго остаться в памяти детей, стать событием в их жизни, если он будет обращён к сердцу каждого ребёнка, если он будет эмоционально насыщен взаимодействием, ориентирован на актуальные потребности и интересы детей конкретного возраста.
8. Для успешного проведения классного часа педагогу необходимо приготовить конспект, в котором будут указаны тема мероприятия, его цель и задачи, методы и приемы проведения. Рекомендуем в процессе подготовки к  классному часу, просмотреть дополнительную литературу по «вашей» теме. 

Рекомендуемые интернет-ресурсы и литература: 
- Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей, г. Калининград, 2011. http://www.koiro.edu.ru/files/act/study/dno/classtime_metod_2011.pdf 
/ В рекомендациях по организации классных часов, направленных на формирование семейных ценностей у учащихся представлены ссылки на программы и учебно-методические комплексы по указанной теме, краткие комментарии по проведению занятий в начальной, средней и старшей школе. Кроме этого в приложении представлены программы и сценарии данных занятий/. 
 - Методические рекомендации по проведению 1 сентября урока  на тему  «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи,   для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область.http://imcingavino.68edu.ru/document/pismo1sent.doc
- Методические рекомендации по проведению первого урока, посвященного году семьи, Воронежская область.
http://www.otdel-ostrogosk.narod.ru/rmk/metod/07-4639.doc /В рекомендациях представлены условия проведения занятия, технологическая карта проведения урока, рекомендации по подбору тем занятия исходя из возраста детей, а также  семьи, а также учебные материалы - детские рассказы и сказки, задания и игры о маме, папе, бабушке, дедушке, братьях и сестрах.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.
  2. Воспитание школьников:  № 1 2008 г./ Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье, стр. 45 - 49.
  3. Воспитание школьников:  № 2 2008 г./2008 год – год семь, стр. 16; Игра «Дом счастья», стр. 75-79.
  4. Воспитание школьников:  № 3 2008 г. / Семейный совет «Под счастливой крышей», стр.74 - 79.
  5. Воспитание школьников:  № 4 2008 г. / Семейный праздник «Родительский дом, начало начал», стр.75 – 79.
  6. Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. – Минск, 1999.
  7. Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
  1. 8.    Классный руководитель № 8 2007 Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102,
  2. Семейный вечер «семейному кораблю – счастливого плавания», стр. 103 – 11
  1. Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или практика работы с семьями. Псков, 2004.
  2. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007.
  3. Ляпина Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. – М., 1992.
  5. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.
  6. Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества. Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. / Сост. В.И. Зацепин. – М., 1998.
  8. Образование родителей и школа. Учеб.-метод. пособие/ Под ред. Л.Г. Петряевской. – М., 1999.
  9. Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.
  10. Педагогика № 3 2008 г. / Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи, стр.48 - 59.
  11. Помощь родителям в воспитании детей/ Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского// Пер. с англ. – М., 1992.
  12. Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.
  1. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы// Пер. с фин. – М., 1993.
  2. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz



  •